Почему существуют low-cost авиакомпании



В связи с большим потоком вопросов по этому поводу, решил я написать серию статей, чтобы в неокторой степени расставить все точки над i, и прояснить для всех желающих, которые еще не в курсе, что такое лоукост, почему так дешево, насколько это безопасно, что такое «аэропорт «петушки»», и как пронести на борт самолета 25 килограм за минимальную стоимость. Ну а корифеи, которые все это и так знают, надеюсь, тоже смогут найдут тут для себя какую-то полезную информацию.   Итак, для начала, рассмотрим ряд мифов, которые связаны с лоукостом.

  1. Таких авиакомпаний не существует – невозможно слетать на сколь-нибудь приличное расстояние за 10 евро. Тут все просто – они существуют, весьма активно развиваются, и Ваш покорный слуга неоднократно к услугам таких авиакомпаний прибегал. Что касается низкой стоимости – она отнюдь не ведет к убытку авиакомпании, дело лишь в грамотной бизнес-модели, используемой такими фирмами. Ну и в самом деле, даже если посчитать затраты и доходы в предположении, что Аэрофлот и Ryanair платят за перелет самолета одинаково, Аэрофлот гоняет полупустые самолеты, вследствие чего цена одного занимаемого пассажиром места довольно велика. Раян же совершает перелеты при почти полностью заполненных (в допустимых для конкретного самолета пределах) салонах, соответственно, стоиомость перевозки одного пассажира существенно меньше. Кроме того, Аэрофлот в силу высокой цены билетов и маленького количества пассажиров не может позволить себе большого количества рейсов, соответственно, время простоя самолета в аэропорту тоже должен оплачивать (а стоит это недешево). Лоукост же компании держат самолет на земле минимально допустимое время (для Boeing-737 регламентное время предполетной подготовки – 25 минут, соответственно, через 25 минут после приземления он снова должен вылететь), и платят аэропортам по минимуму. Лоукост-билеты не продаются в кассах – только через Интернет, соответственно, нет затрат на содержание касс (хостинг стоит куда как меньше J). Это лишь некоторые причины, которые позволяют лоукосту действовать вполне продуктивно. Это, конечно, не полный список отличий бизнес-моделей традиционных и сверхдешевых авиакомпаний, но какое-то представление о причинах «халявы» он дает.
  2. Это небезопасно. Это не более опасно, чем полеты дорогими авиакомпаниями, а в некоторых случаях – даже менее опасно. В силу своей бизнес-модели лоукост не может пользоваться старыми самолетами – сильно возрастают эксплуатационные расходы. Дешевле взять в лизинг новый самолет (который почти не будет требовать обслуживания), а через пару-тройку лет его продать (кстати сказать, продат их Люфтганзам и БА, которые, в свою очередь, исчерпав ресурс почти до конца, продают в Россию). Кроме того, почти всегда используются однотипные самолеты (наиболее часто встречается самый успешный коммерческий самолет – Boeing 737), что позволяет сократить количество специалистов, которым надо платить.
  3. Билеты стоят не сильно дешевле нормальных авиакомпаний. Это не совсем верно. Например, ваш покорный слуга неоднократно летал по билетам стоимостью 10 евро (!) со всеми налогами и сборами. Да, такие билеты продаются не постоянно, но наличие двух распродаж по несколько месяцев в году позволяет приобрести билеты практически на любое время (хотя, конечно, возможности купить билет прямо перед вылетом за минимальную цену практически нет).

  Возможно, после прочтения предыдущих абзацев, у Вас возникнет резонный вопрос – а почему тогда все не летают лоукостом, если это так выгодно?   Причин тому несколько.

  1. Есть группы людей, для которых цена практически не имеет значения. В первую очередь, это люди, которые едут в командировку – билет им оплачивает фирма, так что можно запросто заплатить и за дорогой самолет. Кроме того, для некоторых (чаще тоже путешествующих по делам), дорогой самолет – тоже часть имиджа, своего или компании. Надо заметить, что в Европе количество людей, летающих по своим делам дорогими авиакомпаниями, не очень велико.
  2. Лоукост предпочитает использовать небольшие аэропорты, зачастую удаленные от больших городов. Это необходимо, чтобы сократить затраты на стоянку самолета – очевидно, что в маленьком Хане стоимость стоянки самолета и обслуживание пассажиров стоят гораздо меньше, чем в большом, находящимся рядом с городом, Frankfurt Int. Однако, тут необходимо заметить, что при текущем уровне развития арендных компаний взятие автомобиля напрокат вполне эту проблему решает. Кроме того, если вы приехали в аэропорт на своей машине, оставить ее прямо перед терминалом до вашего возвращения будет стоить совсем небольших денег (правда, это верно для Европы, в России же с Вас, скорее всего, запросят приличную сумму). Например, стоянка авто на неделю в аэропорту Тампере обойдется примерно в 27 евро.
  3. Лоукост не очень хорошо окупается на больших расстояниях – например, на трансконтинентальных перевозки дешевых авиакомпаний очень мало.
  4. На борту не кормят (или кормят за отдельные деньги).
  5. Дешевые авиакомпании не обеспечивают стыковок. Соответственно, подбирать их надо самостоятельно, на свой страх и риск. В отличие от стыковок, которые организует сама авиакомпания (в этом случае, если ваш самолет опаздывает, следующий специально вас подождет, либо вам предоставят замену билета), тут придется самому озаботиться вопросами успевания на следующий самолет. Как правило, при отсутствии паспортного контроля на прилете нужно заложить в график пару часов до начала регистрации следующего рейса – это даст вам возможность в случае опоздания самолета успеть вовремя. Если же паспортный контроль есть – надо закладывать большее время. При этом, в некоторых случая (например, такую возможность предоставляет аэропорт Берлина) можно приобрести страховку от опоздания.